Признаюсь, я всегда считал, что любители, которые всерьез увлечены астрофотографией - помешанные люди. Это было в те времена, когда я - полный дилетант в астрономии - не заботился даже о том, чтобы сориентировать телескоп по Полярной звезде. Нет, я конечно полагал, что когда-нибудь я отъюстирую свою оптику, наведу полярную ось монтировки на ту мистическую точку в космосе, находящуюся в 0,9° от Полярной, подожду, пока температура зеркала не сравняется с температурой воздуха и сделаю несколько замечательных снимков далеких галактик и туманностей.
Когда мне было 12 лет я заказал зеркала в компании Edmund Scientific. Это было всего лишь недорогое 150-мм сферическое зеркало, но оно дало мне путевку в "высшую лигу" телескопостроителей для моего возраста. Правда поначалу я собирался самостоятельно отполировать зеркало, но уже тогда я понимал, что у меня никогда не хватит ни времени ни терпения довести до конца столь сложную работу.
Получив заказанное зеркало я приступил к созданию монтировки. Материалом для нее стала 20-мм фанера, обтянутая железными полосками и сколоченная гвоздями. Часовой механизм я сделать не сумел, но зато подобрал противовес. В итоге получилась внушающая уважение конструкция с двухметровой трубой, огромным противовесом и примитивными тормозами на осях, хотя общая устойчивость оставляла желать лучшего.
Наибольшее впечатление телескоп произвел на мою маму. Она до сих пор напоминает мне о той ночи лунного затмения, когда Луна в окуляр выглядела выпуклым шаром, подвешенным в космосе - результат комбинации оптических и световых эффектов, сделавших изображение трехмерным. Для меня же этот телескоп давал новое чувство первооткрывателя - то, что не могут заменить самые лучшие фотографии, полученные на крупнейших телескопах.
Но затем в моей астрономической жизни наступил долгий перерыв. Появилось немало других полезных дел: сначала я увлекся моделированием ракет, потом стрельбой из лука, потом был колледж, друзья, девушки, научная фантастика, свадьба и т. д.
Лишь начав преподавать земные науки в военной академии, я нашел время построить второй телескоп, используя 200мм набор зеркал для системы Ньютона- Кассегрена. Большая голубая труба моего телескопа эффектно смотрелась в классе. Используя не только ручную силу, но и сварочный аппарат, я соорудил экваториальную монтировку. Телескоп стоял твердокаменно на трех стальных опорах, сделанных из остатков комбайна. Мотор от автомобильных дворников, скорость вращения которого я регулировал при помощи реостата, через червячную передачу поворачивал трубу.
Все было хорошо в этом телескопе, кроме одного - он был слишком тяжел. Было настоящим проклятием вытаскивать его на улицу ночью, к тому же у меня появилось новое увлечение - программирование на компьютере, в которое я ушел с головой. Это был очередной перерыв.
Мое следующее возвращение в астрономию произошло неожиданно. Однажды утром меня разбудил грузовик, привезший мой разбитый в аварии старый "Ягуар". Я чинил его потом все лето, но так и не дочинил. За машину мне причиталась страховка и я почувствовал, что могу использовать ее для того, чтобы взглянуть на небо по-другому.
Я купил себе 200-мм "Celestron". Это был телескоп-мечта. Часовой привод, координатные круги, тонкая регулировка по обеим осям и такая короткая труба! Все такое компактное и легкое, что я смог поставить телескоп в гостиной и без труда (после перелома ребра) выносить его на улицу. Мне даже не нужно было складывать или отворачивать ноги у штатива, чтобы пронести его через дверь, а ведь такая, казалось бы незначительная вещь, может разрушить самые лучшие намерения.
А теперь - к звездам. Пришла пора астрофотографии. Туманность Ориона, туманность "Сова", Андромеда, скопления, кометы - все это будет моим.
Конечно я знал о требованиях профессиональной астрофотографии: правильный выбор пленки, гидирование объекта, безветренная ночь, остывшее зеркало и все остальное. Но мне не терпелось начать и я благополучно забыл эти требования - в конце концов все нё должно было быть так сложно.
Я не сильно ошибся. Мой дебют прошел успешно, как и обещала реклама пленки Kodak (1000 ед. ASA), целую катушку которой я истратил в первый же вечер, фотографируя соединение Сатурна и Венеры. На получившиеся снимки было смешно смотреть - я сильно переборщил с выдержкой. Но вместе с тем я открыл, что передержав пленку я совершенно неожиданно получил на фотографиях новый объект - спутник Сатурна Титан. О чем я мог еще мечтать? Я попался.
Хотя я все еще не был готов к тому, чтобы ждать пока телескоп остынет или начать самостоятельно проявлять фотопленки, но я начал искать объекты, которые могли бы дать быстрый результат на высокочувствительной пленке.
Все свои фотопленки я относил в обычную фотолабораторию. Но после нескольких неудачных попыток, когда мне делали отпечатки со всех негативов кроме астрономических, я стал вкладывать в конверты с пленкой свои собственные инструкции. Обычно помогали фразы типа: "’Пожалуйста, сделайте отпечатки со всех негативов, включая звездные". Но не советую вам использовать требовательные надписи, например: "Отпечатайте звездный негатив с маленькими точками!" - это звучит как - "Осторожно, хрусталь!".
Не знаю, может ребята в лаборатории стали узнавать мои конверты. Может они забывали обо всем на свете, увидев мои снимки Юпитера. Может коровы умеют летать. Так или иначе, со временем, у них стали получаться вполне приличные отпечатки и на стене перед моим столом появились портреты колец Сатурна, полос Юпитера и множество снимков созвездий, снятых неподвижной камерой.
На одной из фотографий -созвездие Ориона, снятое на пленку Kodak 1000 ASA с 50-мм объективом с диафрагмой 1,4 и выдержкой 30 секунд. Я был приятно удивлен, увидев на ней черную точку - туманность "Конская голова". А в верхнем левом углу - туманность "Розетка", о существовании которой доселе и не подозревал (поначалу я думал, что это пятно - результат плохо промытого отпечатка).
Одна из моих любимых фотографий - следы траекторий звезд и Юпитера с выдержкой 15 минут неподвижной камерой. На цветном снимке очень красивы разноцветные линии, которые прочертили звезды. Летящие самолеты оставили свои следы в виде пунктирных линий, уходящих к горизонту (мы живем недалеко от аэропорта).
Луна, без сомнения, сама просится в объектив. Как-то, делая снимки кометы Галлея, я обратил внимание на то, что ее пепельный свет очень ярок, как будто на небе появился новый объект. На снимках все оказалось еще интереснее: пылающий серп молодой Луны и ясно видимые моря на темной стороне.
Готовясь к встрече с кометой Галлея я собрал внушительную армию: 50-мм штатный объектив, 105-мм телевик, еще один самодельный телескоп - Ньютон с относительным фокусным расстоянием 1:4. Плюс ко всему в продаже появилась новая сверхчувствительная пленка Fuji 1600 ASA.
Настала долгожданная ночь -безоблачная и прекрасная. Безоблачная, но не безветренная. Ветер был просто отвратителен. Не желая далеко вытаскивать всю аппаратуру в поисках темного места из опасения, что сильный порыв ветра опрокинет мою, не очень устойчивую конструкцию, я нарушил первое правило астрофотографии и установил телескоп прямо перед светящимися окнами своего дома. Отсюда открывался хороший вид на западную часть неба и можно было быстро забежать в дом от холодного ветра. В тот вечер у меня была вечеринка и мне приходилось бегать вверх и вниз по лестнице, менять пленки, щелкать затворами, заглядывать в гостиную к друзьям и мчаться обратно.
Момент истины настал, когда я получил пакет с отпечатками из фотолаборатории. Просматривая фотографии я увидел прекрасную голубую комету с отчетливым хвостом, но голова ее была похожа на маленькую букву "V". Все испортил ветер! Он размазал изображение на снимке. Может я найду другие фотографии, где его влияние сказалось меньше? Перерыв весь пакет и не найдя ни одного хорошего снимка я был близок к отчаянию. Но тут я обнаружил, что не все негативы были отпечатаны. Я стал смотреть негативы и нашел среди них несколько удачных. Посему же их не распечатали? Должно быть ребята из фотолаборатории решили сэкономить мои деньги, не понимая, зачем нужно снимать один и тот же объект двадцать раз подряд.
Нет нужды говорить о том, что я отправил все обратно и попросил напечатать все-все-все снимки.
В итоге я получил один единственный хороший снимок со всей катушки. Комета была отлично видна среди звезд Водолея. Были также получены фотографии, снятые телеобъективами. На них хвост кометы был также виден, если, конечно знать куда смотреть.
Я принес фотографии своим друзьям. Сначала показал снимок со штатным объективом: " Где (замешательство)? О, да, вот оно. Это комета Галлея, да?" Затем шел снимок 105-мм объективом. Пусть сами поищут комету среди звезд. "Ага, есть. Хорошо выделяется."
Последний удар - снимок в прямом фокусе Ньютона, после которого мало кто в состоянии скрыть свой восторг. Многие любители, имея больше терпения и лучшую технику получили гораздо более качественные снимки, но я ни за что на свете не обменял бы их на мою собственную фотографию кометы.
Естественно, у меня есть любимые объекты на небе. Это планетарная туманность "Кольцо" в Лире. Она заставляла меня, забыв про усталость, выходить ночью из дома. Я даже прочитал всю специальную литературу об этом объекте, которую смог достать.
Вторая моя любимица - Туманность Андромеды. Сотни миллиардов звезд, сотни миллиардов планет, заселенных или нет, кто знает? Быть может кто-то там смотрит поверх своих деревьев на туманное пятнышко - нашу галактику и думает ... обо мне?