По сравнению с событиями 20-летней давности, когда на небе сияла яркая комета Веста, положение дел в астрофотографии резко улучшилось: в продаже появились различные высокочувствительные эмульсии, позволяющие получить снимок кометы с минимальным оборудованием. Вначале поговорим о пленках.
Для черно-белой фотографии кометы советуем взять пленки Kodak Т-Мах 400 или Р3200, либо новые отечественные эмульсии ФН 400 или 800. Среди цветных слайдовых пленок предпочтительными являются Kodak Ekta-chrome Elite 400 и P1600, а также Fujichrome 400, Provia 400 и 1600. Пленки Ektachrome PI600 и Provia 1600 имеют базовую чувствительность 400 ед. ISO, поэтому прежде чем приобретать их, поинтересуйтесь, может ли ваша фотолаборатория выполнять при проявке push-process для повышения чувствительности, иначе вы не получите никаких преимуществ от их высокой "скорости". Среди цветных обращаемых эмульсий в первую очередь стоит обратить внимание на Fuji Super G 800.
Широко распространенные пленки серии Kodak Gold лучше не использовать, так как очень часто они дают пренеприятнейший зеленый фон неба. Приверженцам фирмы Kodak можно попробовать пленку Kodak Royal Gold 1000 (обратите внимание на добавку слова Royal в названии). Неплохие результаты также дают Kodak Ektar 1000 и Konica VX 400. Впрочем, следует оговориться, что советы по выбору пленки являются не более чем рекомендациями, и многие из вас наверняка уже определили своих фаворитов после экспериментальных съемок кометы Хиакутаке.
Коли с пленками мы разобрались, пора приступать к съемкам. В простейшем случае нам понадобятся тросик, штатив и камера с нормальным или умеренно широкоугольным 35-50 мм объективом (не годятся лишь новые автоматические фотоаппараты, электронные затворы которых не позволяют производить съемку с длительными выдержками). Прочно закрепите камеру на штативе, максимально раскройте диафрагму объектива и, установив фокус на "бесконечность", "нацельтесь" на комету. Теперь заслоните объектив крышкой, откройте затвор, от руки сделайте выдержку, открыв на требуемое время крышку объектива, после чего закройте затвор. Ура! Кадр снят — можно перемотать пленку.
Как видите, съемка яркой кометы не представляет никакой сложности. Здесь главное — определиться с экспозицией. Чтобы звезды на снимке оставались точками, пользуйтесь формулой: Т = 700/F, где F — фокусное расстояние объектива в мм, а Т — выдержка в секундах. Для объектива с фокусным расстоянием 50 мм можно рекомендовать выдержки в интервале 15-25 сек., для 135 мм — 5-10 сек.
Освоив простейшую технику, подумайте, чем можно украсить будущий снимок. Эмоциональное воздействие широкоугольной фотографии значительно усиливает удачно подобранный передний план, предметы, позволяющие прочувствовать глубину и масштаб снимка (красивое дерево, кромка леса, крыша здания, гора и тому подобное). В то же время избегайте попадания в поле зрения ненужных предметов, например, проводов, прочерчивающих через весь кадр черные линии. Не стоит пользоваться лампой-вспышкой для подсветки ландшафта, так как подобное освещение на снимке выглядит неестественно и отвлекает внимание от кометы. Гораздо лучше воспользоваться естественными источниками света, в качестве которых могут быть полоса зари, лунный серп, яркая Венера, наконец. Для легкой подсветки слишком уж мрачного переднего плана можно воспользоваться неярким карманным фонариком, водя его лучом по требуемой площади. Светить можно сбоку.
Следующий шаг — диафрагмирование объектива — ведет нас к серьезному улучшению качества снимка. Даже самые дорогие объективы "рисуют" звезды на краях кадра совсем не в виде точек — что уж там говорить о дешевых ‘Телиосах"! Поэтому, если вы хотите получить приятные изображения звезд по всему полю, не открывайте диафрагму полностью, а остановитесь на отметке 2.8, а лучше 4 или 5.6. Кроме того, старайтесь, чтобы голова кометы попадала недалеко от центра кадра, где искажения минимальны (точно в центр — не стоит по соображениям комозиции).
Диафрагмирование радикальным образом помогает бороться с недостатками объектива, но за это приходится платить увеличением времени экспозиции, превышающим теперь барьер 700/F. Это значит, что для компенсации движения кометы придется прибегнуть к гидированию, прицепив фотокамеру к монтировке или трубе телескопа. Техника фотографирования комет в этом случае ничем не отличается от обычных съемок звездных полей и дип-скай объектов, кроме одной особенности — гидировать надо не по звездам, а по голове кометы, что особенно важно для быстродвижущихся экземпляров. На пленке чувствительностью 400 ед. с относительным отверстием 1:4 яркая комета хорошо прорабатывается за 10-15 минут, при этом обязательно делайте "вилку" экспозиций в большую и меньшую стороны — это не тот случай, когда надо жалеть пленку. Верхний предел выдержки в этом методе съемок определяется яркостью неба.
Приемы гидирования
Интересно получить снимки кометы с помощью светофильтров. При этом голубой фильтр помогает выявить газовый, а красный фильтр — пылевой хвосты.
Во время своего движения по небу кометы оказываются рядом с различными туманностями, скоплениями и галактиками. Почему бы не попытаться запечатлеть одну из таких кратковременных встреч? Комета Хейла-Боппа, например, пройдет мимо пяти ярких шаровых скоплений (см. таблицу). Для съемок подобных "соединений" кометы понадобится более длиннофокусный объектив, либо придется прибегнуть к съемкам в прямом фокусе телескопа. Крупномасштабные фотографии позволяют получить большое количество деталей на снимке, но накладывают жесткие требования к качеству гидирования и устойчивости монтировки. Если же вы поставили перед собой задачу получить снимок кометы "с головы до пят", то объектив следует выбирать, исходя из длины ее хвоста. Для хвоста в 5° годится 300-мм объектив, для 10° — 135 мм, для 30° — 50 мм.
Напоследок, несколько слов об обработке снимков. В последнее время повсеместное распространение получили 24-часовые лаборатории проявки и печати цветных фотографий, так что обработка цветных пленок не должна вызывать проблем, по крайней мере, в городах. Но стоит обратить внимание на все чаще рекламируемые услуги по сканированию слайдов и негативов, так как сканированные снимки кометы можно самостоятельно обработать на компьютере (скорректировать цвета и контраст, убрать дефекты пленки, сложить несколько изображений вместе) и затем вновь распечатать или сохранить в виде файла (сканировать отпечатки на бумаге не рекомендуется, так как на них уже частично потеряны детали в светах и резкость). Обработанная электронным способом фотография кометы наверняка превзойдет по качеству снимок, полученный при обычной печати.