На 30-й Лунной и планетной конференции, проходившей в середине марта в американском городе Хьюстон, Дэвид Маккей (Космический центр Джонсона, NASA) сообщил, что странные структуры, похожие на останки ископаемых микробов, содержатся не только в знаменитом марсианском метеорите ALH 84001. В его "земляках", метеоритах Накла и Шерготти, под электронным микроскопом также видно множество круглых и овальных образований (см. фото), богатых оксидами железа, как и положено окаменевшим останкам микроорганизмов. Правда, на этот раз Маккей и его коллеги не так уверены в выводах, как в 1996 году, когда они впервые сообщили о микробах с Марса. Исследования обоих метеоритов еще не закончены. Продолжая их, специалисты NASA попытаются определить, не остались ли в круглых и овальных зернах следы клеточной структуры.
В сообщении об ископаемом веществе в метеоритах Накла и Шерготти стоит отметить два факта. Во-первых, вновь обнаруженные структуры по размерам вполне сравнимы с земными бактериями. Напомним, что "останки" в ALH 84001 биологи сочли слишком маленькими для живых существ. Во-вторых, самому молодому из этой тройки, Шерготти, всего 165 млн. лет. Поскольку за этот срок на Марсе не произошло ничего, что могло бы привести к исчезновению жизни, наличие в этом метеорите следов микроорганизмов означает, что они вполне могут населять Красную планету и сейчас.
За новыми открытиями не был забыт в Хьюстоне и ALH 84001. Новые доказательства биологического происхождения найденных в нем карбонатных "глобул" предложила Кэти Томас-Кепрта (NASA). Она нашла в веществе метеорита множество микроскопических кристаллов магнетита правильной шестиугольной формы и одинакового размера, не содержащих химических примесей. На Земле такие сверхчистые магнетитовые кристаллы возникают лишь благодаря живым существам — некоторые бактерии выращивают их, чтобы ориентироваться в магнитном поле Земли.
На сегодняшний день неизвестен ни один неорганический процесс, в результате которого образовывались бы магнетитовые крупинки. Таким образом, находка Томас-Кепрта, по ее мнению, становится самым весомым доказательством того, что в марсианском метеорите действительно находятся останки неземных микроорганизмов.