Как известно, планетарные туманности представляют собой остатки уже практически проэволюционировавших звезд, в основном типа нашего Солнца. Новые наблюдения на Космическом телескопе им. Хаббла не только пролили свет на некоторые особенности процесса формирования планетарных туманностей, но они также поставили перед учеными ряд загадок.
В общем виде процесс образования планетарных туманностей выглядит так. Сначала агонизирующая звезда, красный гигант, выжигая в себе последние остатки термоядерного топлива, сбрасывает внешние слои своей газовой оболочки, причем происходить это может неоднократно. Затем мощный звездный ветер горячего ядра будущего белого карлика, обладая большой скоростью, догоняет медленно расширяющуюся оболочку. Этот поток заряженных частиц и ядер атомов различных химических элементов, управляемый магнитным полем ядра звезды, буквально врезается в вещество сброшенных оболочек, вызывая в них различные причудливые возмущения. Тем временем ядерное горючее в ядре бывшей звезды окончательно исчерпывается, и она превращается в белый карлик, который, крайне медленно остывая, еще очень долго будет подсвечивать образовавшуюся вокруг него планетарную туманность.
Астрономы Г. Бонд (Научноисследовательский институт Космического телескопа), Р. Сердулло (Университет штата Пенсильвания, США) и их коллеги провели на "Хаббле" обзор планетарных туманностей с целью прояснения некоторых аспектов их образования и эволюции. Три наиболее красивых объекта были представлены для всеобщего обозрения и описаны в пресс-релизе NASA от 16 января 1996 года.
Туманность "Песочные часы" (MyCn 18) изображена справа. Грандиозные красные дуги, лежащие симметрично по обе стороны от центра туманности, чем-то напоминают две сообщающиеся емкости, используемые в песочных часах. По-видимому, такая двойственность туманности вызвана дипольным характером магнитного поля белого карлика, лежащего в ее центре. Однако взгляните пристальнее на область вокруг него: здесь тоже можно разглядеть миниатюрные песочные часы, но повернутые по отношению к большим на 90°! Да к тому же и белый карлик находится не в центре туманности, а заметно смещен относительно нее, вызывая в нашем восприятии ощущение объемности внутренней части туманности, которая, благодаря этому, скорее похожа на глаз, смотрящий на нас из глубин пространства. Происхождение наблюдаемой нами красоты еще предстоит объяснить теоретикам.
Туманность NGC 7027 (слева вверху) — еще один пример сложного взаимодействия звездного ветра ядра бывшей звезды-гиганта с ее ранее сброшенными оболочками.
Однако самый интересный объект — это туманность "Яйцо" (CRL 2688), которую мы поместили слева внизу. Из самого ее центра, оплетенного многочисленными светлыми дугами, наружу бьют четыре ярких луча, лежащих на двух разных прямых. Дуги — это не что иное, как отделившиеся слои внешней звездной оболочки. Возможно, это покажется удивительным, но по оценке специалистов звезда сбрасывает их каждые 100-500 лет! К сожалению, само вымирающее светило скрыто от нас темным пылевым коконом, обволакивающим его в центре изображения.
А вот природа четырех ярких и весьма однородных лучей, бьющих из центра туманности, пока остается неясной. Вероятно, это — яркий свет компактного горячего ядра бывшей звезды, прорывающийся сквозь "бреши" в центральном коконе и рассеивающийся на пылевых частицах планетарной туманности. Также возможно, что это — потоки вещества, эжектируемого под действием магнитного поля уже фактически умершей звезды, то есть некий вырожденный случай звездного ветра.
Таким образом, "Хаббл" опять подбросил астрономам больше новых вопросов, чем ответов на старые.