В 1950 году в Алма-Ате был организован Астрофизический институт АН Казахской ССР. Он возник на базе Института физики и астрономии, организованного по инициативе академика В. Г. Фесенкова (1889-1972), который объединил группу пулковских и московских астрономов, приехавших в Алма-Ату для наблюдений полного солнечного затмения 21 сентября 1941 г. и оставшихся там в связи с военной обстановкой.
Оценив атмосферные условия Алма-Аты, Фесенков предложил построить в окрестностях города большую современную обсерваторию. Местом для ее строительства было определено Каменское плато (1400 м над уровнем моря). В конце 40-х годов началось строительство, а отечественной оптической промышленности был сделан заказ на астрономические приборы. Первенцем нашего приборостроения был 50-см телескоп системы Максутова, вступивший в строй летом 1950 г. Чуть позже был установлен внезатменный коронограф системы Лио. Тогда же состоялось постановление Совета Министров СССР об организации Астрофизического института АН КазССР. Первым директором института был академик Фесенков.
В научную тематику института вошли такие проблемы, как изучение зодиакального света, свечения ночного и сумеречного неба, газовых туманностей, проблем звездной космогонии и строения Вселенной. В дальнейшем к ним прибавилась физика планет-гигантов.
30 октября 1900 г. наступило первое после открытия великое противостояние астероида Эрос (433), обнаруженного 13 августа 1898 г. любителем астрономии Густавом Виттом. Вычисления орбиты Эроса сразу показали, что это необычная планета, которая может иногда подходить к Земле ближе, чем любое известное тогда небесное тело, кроме Луны.
В перигелии она проходила на расстоянии 1.13 а.е. от Солнца и следовательно, могла бы подойти к Земле на расстояние 0.13 а.е. или 20 млн. км, если бы прохождение через перигелий совпало с противостоянием, и обе их орбиты лежали бы в одной плоскости.
Но из-за взаимного наклона плоскостей орбит это расстояние равно 23 млн. км. Те из противостояний Эроса, которые наступали вблизи ее прохождения через перигелий, стали по примеру Марса называть великими. Одно из них пришлось на 1900-1901 годы (кратчайшее расстояние Эроса от Земли тогда составило 43 млн. км).
Астрономы сразу поняли, что малая планета Эрос интересна не только сама по себе, но и как средство определения точного значения астрономической единицы — одного из важнейших астрономических постоянных. Дело в том, что формулы небесной механики позволяют из многих наблюдений Эроса (или иной планеты) определить отношение расстояний от Земли до Эроса и до Солнца. Если при этом измерять еще и параллакс планеты, то используя все эти данные, можно определить расстояние от Земли до Солнца.
По многим наблюдениям большого числа обсерваторий было получено следующее значение солнечного параллакса: 8.807", что было близко к наиболее вероятному значению, выведенному по предыдущим наблюдениям С. Ньюкомом (8.803"). Однако, наблюдения следующего великого противостояния 1931 г., когда Эрос подходил к Земле на 26 млн. км, дали другое значение: 8.794", что в точности равно значению солнечного параллакса, полученному много позже из радиолокационных наблюдений Венеры.