В последнее время на Марсе почти безраздельно и весьма успешно властвуют США. Однако Европейское космическое агентство (ESA) полно решимости составить достойную конкуренцию заокеанскому сопернику. 30 марта оно подписало с компанией Matra Marconi Space (Франция) контракт на проектирование и производство межпланетной станции "Марс Экспресс" (Mars Express). Основная цель "Экспресса" — поиск ответа на вопрос, есть ли (или была ли) жизнь на Красной планете.
До следующей благоприятной для запуска конфигурации планет — Великого противостояния 2003 года — времени осталось немного, поэтому ESA решило опробовать на новом аппарате ускоренную стратегию подготовки космических экспедиций, которая и послужила поводом для включения в его название слова "Экспресс". Основа этой стратегии — широкое использование опыта и ресурсов предыдущих миссий.
Многие технологии, пригодные для "Экспресса", уже опробованы при создании космического зонда "Розетта", который также в 2003 году отправится в путь к комете Виртанена. Благодаря сходству "Розетты" и "Экспресса" марсианскую экспедицию не пришлось начинать с "нуля" — многие проектные разработки и даже приборы для нее фактически уже готовы. В свою очередь, проектирование "Экспресса" построено так, что его результаты можно будет использовать при подготовке следующих экспедиций.
В дальнейшем агентство планирует создать целый промышленный цикл для организации космических экспедиций: сначала новые технологии отрабатываются на относительно небольшом проекте, а затем применяются в более масштабной миссии. Помимо "Розетты", специалисты ESA при разработке "Экспресса" собираются учесть и опыт российского "Марса-96". А запустить аппарат предполагается на отечественной ракете-носителе "Союз-Фрегат".