Как сообщил один из руководителей Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина Юрий Каргаполов, в сентябре на совещании представителей стран-участниц строительства Международной космической станции (МКС) в Вашингтоне был утвержден кодекс поведения для членов экипажей станции Он наделяет командира экипажа МКС чрезвычайными полномочиями на весь срок полета и основан на аналогичных кодексах для воздушных и морских судов. В конце октября, после согласования с МИДом и другими органами исполнительной власти, кодекс был одобрен правительством Российской Федерации.
"Разработка кодекса оказалось чрезвычайно сложной задачей из-за многонационального состава будущих экипажей МКС", — сказал Каргаполов. Различия национальных культур и характеров членов экипажа могут привести к серьезным конфликтам на борту.
В сентябрьском выпуске журнала Aviation, Space and Environmental Medicine опубликованы результаты исследования межличностных отношений и эмоционального состояния 5 американских и 8 российских космонавтов, работавших совместно на станции "Мир". Оказалось, что даже при нормальном протекании полета космонавты и астронавты (особенно американцы) часто испытывают нервные напряжения, чувство недоверия к другим членам экипажа и неспособность сосредоточиться на выполняемой работе.
К сожалению, принятие кодекса не означает решения всех проблем, поскольку он не содержит ответов на многие вопросы. Что, например, делать с членом экипажа, который серьезно нарушит правила? При составлении кодекса всерьез рассматривался вопрос о создании на борту МКС изолятора, куда можно было бы поместить космонавта, поведение которого угрожает жизни других членов экипажа. К счастью, до этого пока не доходило, но это не значит, что такая мера не понадобится в будущем. В истории космонавтики отмечены и случаи отказа космонавтов от выполнения работы, и прямого неповиновения.