Успешные испытания международного плавучего космодрома "Морской Старт" в Тихом океане ознаменовали начало новой эпохи в индустрии космических запусков. Преимущество такой стартовой платформы не только в ее мобильности, но и в максимальном использовании вращения Земли за счет возможности запуска с экватора, где наиболее велика центробежная сила. Грузоподъемность ракеты-носителя "Зенит", например, на экваторе по сравнению с Байконуром возрастает в 2 раза.
Реализация амбициозного проекта была начата еще в 1995 году. Его идея состояла в том, чтобы переоборудовать норвежскую нефтяную платформу "Одиссей" под стартовый комплекс для специально модифицированной украинской ракеты-носителя "Зенит". Разгонный блок для доставки спутников на геостационарную орбиту делает российская РКК "Энергия", а общее руководство проектом, его финансирование и, естественно, наибольшая прибыль остаются за известной американской компанией Boeing.
Позади остались многочисленные организационные, политические и финансовые трудности, и вот 28 марта с точки, расположенной на экваторе и имеющей западную долготу 154° был произведен запуск макета спутника массой в 4.5 тонны, который был выведен на геопереходную орбиту, откуда до желанной геостационарной орбиты рукой подать. Опыт удался. Если успех будет сопутствовать "Морскому старту" и дальше, то каждый год с него будут производить до 8 запусков спутников с массой до 5.5 тонн, стоимостью по 90 млн. долларов за каждый запуск. Однако в бочке меда спрятана большая ложка дегтя. Надежность украинского носителя пока невысока. В среднем, каждый 4-й его старт — неудачный.
В результате одной такой аварии в прошлом году погибли сразу 12 американских спутников "ГлобалСтар". Если вопрос с надежностью все же удастся решить, "Морской старт" станет вполне конкурентоспособным предприятием. Коммерческие старты с платформы начнутся в августе или сентябре этого года.