Большинство "современных" (не далеких от нас) галактик не являются активными, то есть они не дают знаков каких-либо постоянно протекающих высокоэнергетических событий. Типичным представителем "спокойных" эллиптических галактик астрономы считали NGC 4552, которая всегда вела себя безупречно. И вот однажды, совершенно случайно, ученым удалось зафиксировать в ядре NGC 4552 кратковременную вспышку ультрафиолетового излучения мощностью в один миллион солнц.
Группа исследователей, руководителем которой стал Апьвино Ренцини (Университет Болоньи), поставила перед собой задачу получить серию снимков двух галактик NGC 1399 и NGC 4552 на камере слабых объектов Космического телескопа им. Хаббла с целью изучения происхождения ультрафиолетового излучения в этих звездных системах. Важно, что эти изображения были получены через ультрафиолетовые фильтры, пропускающие вблизи 2000 Ангстрем, а также вблизи 3400 Ангстрем.
И вот, снимая NGC 4552, Космический телескоп зафиксировал загадочный ультрафиолетовый всплеск в самом центре галактики. Он предстал перед специалистами с точностью до последнего пиксела, имея нешуточное отношение сигнал/шум около 11. Модели распределения энергии в спектре этой вспышки, основанные на потоках излучения в нескольких ультрафиолетовых полосах, дают оценку ее температуры 12000°К и значение ее полной светимости приблизительно в 106 светимостей Солнца. Позже астрономы убедились, что на контрольных снимках в видимом диапазоне не было и следа интригующей вспышки.
Астрофизики рассмотрели четыре фундаментальных механизма, которые могли привести к подобному событию. Среди них — взрыв Новой или Сверхновой звезды, прямое столкновение двух звезд, эффект гравитационной линзы и спонтанная аккреция небольшой массы на сверхмассивную черную дыру в центре NGC 4552.
Самой заманчивой возможностью, конечно, казалась гравитационная линза. Однако расчеты показали, что стечение всех физических обстоятельств, необходимых для столь непродолжительного, но весьма мощного явления, довольно маловероятно. Кроме того, и это самое главное, соответствие модельных и реальных ультрафиолетовых потоков от вспышки оставляло желать намного лучшего.
И только кратковременная аккреция вещества случайно пролетающей поблизости звезды или материи межзвездной среды на черную дыру в центре NGC 4552, кажется, удовлетворяет всем критериям. Немного необычно, но звезда при этом не должна целиком "кануть в лету" черной дыры, а лишь пожертвует массой приблизительно равной 1/1000 массы Солнца.
Единственное, что чуть-чуть беспокоит ученых, это то, что очевидность и обыденность присутствия черных дыр в ядрах галактик пока что, все-таки, слегка сомнительна. Однако более подходящего объяснения у них нет.