Глубоко в окраинах солнечной системы водится малая планета Хирон. Строго говоря, эта умница занимает также и ответственный пост кометы. Недавняя обработка наблюдений покрытия Хироном одной достаточно яркой звезды, которое состоялась в марте 1994 года, открыла несколько интересных свойств этого небесного тела. В частности Дж. Эллиот с коллегами сообщают об обнаружении каких-то непрозрачных структур в кометообразной атмосфере-коме Хирона, что может прояснить природу наблюдаемой активности этого объекта.
Одной из особенностей Хирона является то, что он пришел к нам из особого пояса или диска, который состоит из около-круговых орбит с радиусом 3545 а.е., слабо наклоненных к плоскости эклиптики. Именно оттуда, согласно результатам компьютерного моделирования эволюции кометных орбит пришли к нам почти все короткопериодические кометы, а вовсе не из далекого и почти сферического облака Оорта. Кстати, 9 транснептуновых тел, открытых в 1992-93 гг. тоже "прибыли" из этого пояса.
Эллиоту и его коллегам в начале этого года по результатам покрытия Хироном достаточно яркой звезды удалось засечь 4 гейзеро-подобных образования, источающих какое-то темное вещество из 4-х различных точек планеты. Одно из них извергало вещество широким веером, а три других - узкими арками или струями. Эллиот вспоминает изображения Тритона - наибольшего спутника Нептуна, полученные "Вояджером-2". На нем творились такие же странные вещи.
- Интересно, - говорит Эллиот, - какое вещество является источником хироновских гейзеров: сверхлетучий СО-лед, как на кометах или N2-лед как на Тритоне и Плутоне? Это может пролить свет на взаимосвязь и общность происхождения Хирона, комет, Тритона, Плутона и недавно открытых транснептуновых тел.