В ноябре российская компания "Космополис-XXI", базирующаяся в Центре подготовки космонавтов, включилась в соревнование за космический "Х-Приз", учрежденный в мае 1996 года Питером Диамандисом, президентом фонда "X-Prize Foundation" (Сент-Луис, США). По условиям конкурса приз в 10 млн. долларов получит компания, дважды в течение двух недель доставившая на высоту не менее 100 км трех человек. Учредители приза надеются с его помощью стимулировать развитие коммерческих космических полетов. Эксперты считают, что победитель конкурса определится в ближайшие пять лет.
Компания "Космополис-ХХГ предполагает использовать для полета высотный самолет М-55 "Геофизика" (см. рисунок), который используется для проведения научных исследований на высотах свыше 20 км. На самолете будет закреплен ракетный модуль с трехместной пассажирской капсулой.
В начале полета самолет М-55 поднимется на высоту около 17 км и начнет выполнять маневр "горка" — резкий набор высоты под углом 40-60° к горизонту. На высоте 20 км ракетный модуль отсоединяется от самолета и далее самостоятельно поднимается на необходимую высоту. По завершению подъема у капсулы раскрываются небольшие крылья, и она совершает посадку как обычный самолет.
Одновременно с россиянами в борьбу включилась американская компания TGV Rockets, которая предполагает выполнить условие фонда с помощью ракеты многоразового использования "MICHELLE-B". Учредители фонда видят в новом космическом соперничестве России и США добрый знак. "Исторически именно гонка между США и СССР привела к созданию сегодняшней космической индустрии, — говорит президент фонда Питер Диамандис. — Мы надеемся, что новое соревнование стимулирует создание технологий, открывающих доступ в космос всем желающим". В настоящее время в проекте "Х-приз" уже участвуют 17 организаций.