Пока мы не в силах укротить природные катастрофы, приходится искать утешение в том, чтобы классифицировать их. Следом за Туринской шкалой астероидной опасности в ноябре 1999 г., в предверии солнечного максимума, вступила в действие шкала космической погоды, разработанная Национальной администрацией США по исследованиям океана и атмосферы (NOAA).
Все потенциальные беды, связанные с Солнцем, разбиты в этой шкале на три категории: геомагнитные бури, радиационные бури и нарушения радиосвязи. Каждая категория, в свою очередь, разделяется на пять уровней: незначительный (1 балл), умеренный (2 балла), сильный (3 балла), очень сильный (4 балла) и экстремальный (5 баллов). Наиболее опасными для людей являются экстремальные геомагнитные бури, способные привести к действительно крупным неприятностям: полному выходу из строя сетей электропитания, появлению сильных токов в металлических трубопроводах, серьезным поломкам на космических аппаратах и практически полному прекращению радиосвязи на всех частотах.
На протяжении одного солнечного цикла в среднем бывает четыре таких бури. Во время радиационной бури высшего уровня опасности существенные дозы облучения рискуют получить не только космонавты, но и пассажиры высоколетящих самолетов, правда, такие бури крайне редки и случаются не каждый цикл. Явления меньшей силы могут на долгое время нарушить работу различных навигационных систем.
Создание шкалы космической погоды NOAA — первая попытка систематического исследования всего спектра явлений, угрожающих землянам в годы наступающего солнечного максимума, и она, бесспорно, поможет в исследовании солнечно-земных связей и в предотвращении их неприятных последствий. Но вот точнее предсказывать эти явления, как утверждается в сообщении NOAA, с ее помощью вряд ли удастся.