В начале 1949 года душанбинский астроном Олег Васильевич Добровольский (1914—1989), впоследствии академик Академии наук Таджикистана, установил прямую зависимость между всплесками солнечной активности и вспышками блеска комет. В частности, он обнаружил соответствие между возрастанием факельной активности той половины Солнца, которая обращена к комете, и блеском кометы.
Добровольский продолжал исследования этого эффекта и в последующие годы. Их результаты были подытожены в его монографии "Нестационарные процессы в кометах и солнечная активность", вышедшей в 1961 году. Он написал также другую монографию — "Кометы" (1966), был одним из авторов "Курса астрофизики и звездной астрономии" (1964). Кроме того, в течение ряда лет он редактировал периодический сборник "Кометы и метеоры", издававшийся в Душанбе Академией наук Таджикистана.
В январе 1899 года немецкий астроном-спектроскопист Юлиус Шейнер (1858 — 1919) на Потсдамской обсерватории впервые получил фотографию спектра ярчайшей галактики северного полушария — туманности Андромеды (М31). Поскольку спектр был солнечного типа, стало ясно, что М31 — не туманность, а система, состоящая из многих звезд.
"Конкурентом" Шейнера в этой работе выступил английский спектроскопист Уильям Хеггинс (1824—1910), который в 1897 году наблюдал визуально в спектре туманности Андромеды яркие линии, сделав отсюда вывод, что это обычная газовая туманность. Однако дальнейшие наблюдения подтвердили правоту немецкого астронома.
Ю. Шейнер был учеником и сотрудником выдающегося спектроскописта Германа Карла Фогеля, по идее которого он и провел фотографирование спектра туманности Андромеды. Кроме того, Шейнер определил лучевые скорости многих звезд, доказал по смещению линий в результате эффекта Доплера, что затменные переменные представляют собой двойные системы, измерил температуру Солнца спектральным методом (совместно с И. Вильзингом), опубликовал три монографии по вопросам астрономической спектроскопии.