Из всех красот неба более остальных меня привлекают яркие диффузные туманности, и поэтому во время своей последней поездки на Кавказ я занимался съемкой исключительно этих объектов.
На протяжении полутора лет у меня в холодильнике хранилось пять заветных катушек мелкозернистой черно-белой пленки Kodak Technical Pan 2415, которую я, наконец, решил использовать.
В качестве астрографа я выбрал объектив киевского производства "АПО-Арсат" (F=300 мм, 1:2.8) и должен сказать, что полученные с ним (и именно на этой эмульсии) результаты меня просто ошеломили. Диаметры звезд на негативах не превышали 10 микрон — вполне на уровне камеры Шмидта!
Для снижения аберраций и выравнивания плотности негатива по полю объектив был задиафрагмирован до 1:4, а экспозиция составляла от 30 до 120 минут. Совершенно не представляя себе, какой плотности негатива необходимо достигнуть, я недодержал и недопроявил большинство кадров. Впоследствии оказалось, что плотность фона должна быть гораздо выше чем на аналогичном бытовом негативе, а мой лучший снимок оказался настолько плотным, что просвечивался только на фоне яркой лампы.
Пленка ТР 2415 идеально подходит для фотографирования водородных туманностей, т.к. имеет повышенную чувствительность к красным лучам вплоть до длины волны 700 нм. Поэтому при фотографировании водородных облаков, излучающих до 90% энергии на длине волны 656.28 нм, можно применять повышающий контраст красный фильтр. Применение фильтра имеет еще одно приятное следствие: работая в достаточно узком спектральном диапазоне, объектив дает более качественное изображение. Также к достоинствам ТР 2415 можно отнести отличную разрешающую. способность (320-400 лин./мм) и возможность проявления до практически любого коэффициента контрастности. Вместе с тем, данная пленка имеет не очень высокую чувствительность и поэтому нуждается в гиперсенсибилизации. Для обработки пленки я применял специальную вакуумную камеру импортного производства и "русский замес" форминг-газа, состоящий из 10% водорода и 90% азота.
Проявителем служил хитрый раствор, названный мною "Двойным коктейлем Чибисова": стандартный проявитель Чибисова (№1) в двойной концентрации (этот раствор наиболее близок по составу к проявителю D-19). Данный проявитель в сочетании с гиперсенсибилизацией позволил добиться чувствительности пленки 600-1000 единиц.
В процессе проявления возникли проблемы, решить которые полностью я не смог. Так на многих негативах заметны неравномерности проявления и точечные участки от пузырьков воздуха, прилипших к эмульсии, несмотря на то, что я сильно стучал и крутил бачок во время проявки. Видимо, для их устранения необходимо предварительное смачивание эмульсии перед проявкой. Практика также показала, что для получения оптимального результата необходимо применять только свежий проявитель (не старше двух суток). Время проявления должно быть достаточно большим — не менее 7-8 минут. По мере увеличения длительности проявки быстро растет чувствительность и контраст, но лишь до определенного предела: при увеличении времени проявления до 15 минут уже начинает появляться вуаль.
Для печати негативов я воспользовался отечественным увеличителем "Дон-103" с цветосмесительной головкой. В работе этот агрегат не хуже, чем дорогостоящие немецкие и итальянские аппараты, и к тому же он обладает одним неоспоримым преимуществом — наличием конденсора, позволяющего использовать "Дон-103" для печати контрастных чёрно-белых фотографий.
Основная трудность при печати астрофотографий состоит в правильном подборе контраста. В идеале контраст каждого кадра необходимо подбирать индивидуально, например, печатая пробные кадры через цветные фильтры (при введении в пучок осветителя желтого фильтра контраст увеличивается, а при печати через голубой фильтр — уменьшается). Для проявки бумаги я воспользовался тем же проявителем Чибисова, только в стандартной концентрации. Проблем с ним обычно не возникает, за исключением плохой сохраняемости, проявителя и обязательного наличия песка выкупленном пакете, но решение а этом случае довольно простое — профильтровать раствор, либо дать проявителе отстояться и не перемешивать до дна.