Дж. Бруно, "Философские сонеты".
Ранним утром 17 февраля 1600 года по приговору суда инквизиции в Риме, на площади, названной позже "Площадь Цветов" с кляпом во рту был сожжен как нераскаявшийся еретик Джордано Бруно — бывший доминиканский монах, создатель учения о бесконечности Вселенной и множественности в ней обитаемых миров, подобных земному.
В гибели Бруно многое было символичным: и время казни (свое учение выдающийся итальянский мыслитель называл "философией рассвета"), и то, что уже охваченный пламенем, он отвернулся от протянутого ему распятия (по-видимому, Бруно порвал с христианством, что в общем-то и стало главной причиной его гибели), и наконец, кляп во рту жертвы.
Незадолго до смерти Бруно бросил своим судьям: "Вероятно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его".
Судя по всему, эти слова не были пустой бравадой. Церковь сделала все возможное, чтобы скрыть правду о причинах осуждения ею Бруно. Так, при оглашении приговора текст обвинительного заключения (т.е. конкретный состав преступления) не был зачитан, и его точное содержание неизвестно до сих пор. Все материалы 8-летнего следствия были строго засекречены, а в XIX веке большая их часть погибла в результате попытки Наполеона вывезти архивы Ватикана в Париж. При этом, когда в 1886 г. было обнаружено "Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно", составленное в 1597-1598 гг. и ставшее основой для формулировки приговора и обвинительного заключения, Папа Лев XIII спрятал этот документ в своем личном архиве, где он был найден лишь в 1940 г.
Публикация "Краткого изложения" и ряда других сохранившихся документов по делу Бруно, а также специальный анализ его трудов (особая заслуга в этом принадлежала английской исследовательнице Френсис Йейтс) вызвали подлинную сенсацию среди современных историков, заставив их по-новому взглянуть на вопрос о причинах осуждения философа, который, как оказалось, был не только автором новых космологических идей, но и сторонником магии, и яростным врагом христианской церкви. В то же время, собранные материалы убеждали в том, что Бруно не был для Ватикана простым вероотступником, расправа с которым была бы быстрой и безжалостной.
Многолетнее следствие, перемежаемое длительными богословскими дискуссиями, исключительно высокий ранг трибунала, выносившего приговор (9 кардиналов во главе с Папой Климентом VIII), и уже упоминавшаяся атмосфера секретности указывают на то, что Бруно был для церкви идеологическим противником, в споре с которым костер означал безусловный проигрыш. Но в чем конкретно состоял предмет этого спора, и какую роль играли в нем новые взгляды на устройство Вселенной? Для ответа на эти вопросы необходимо, хотя бы в общих чертах, рассмотреть социально-политические и религиозные проблемы, с которыми Европа столкнулась в XVI веке, а также ту роль, которую в решении этих проблем попытались сыграть ученые.
Эпоха открытий
Эпоху Бруно нередко изображают как время безоговорочного господства авторитета Библии, когда выдвижение любой новой идеи представляло для ее автора серьезную опасность. Конечно, мракобесия и невежества в XVI веке было немало (как, впрочем, и в последующие века), но в целом это столетие скорее стало временем мощной научнотехнической революции, соизмеримой по своим масштабам и социальным последствиям с современной. К концу XVI века Европа оказалась просто наводненной информацией о новых землях, народах, явлениях живой и неживой природы. Огромных успехов добились инженеры, кораблестроители и картографы, быстро развивалась теоретическая и наблюдательная астрономия (достаточно вспомнить имена Коперника, Браге, Кеплера и др.). В Европе в это время работало около сотни университетов, а ежегодные тиражи печатаемых книг приближались к миллиону экземпляров!
Параллельно с научно-технической революцией шла не менее фундаментальная социальная революция, в ходе которой пересматривались взгляды на роль церкви, святого причастия и даже денег, обесцененных притоком золота и серебра из Америки в 3-4 раза. Естественно, обе революции тесно переплеталась: анализ научных вопросов в трудах мыслителей XVI и XVII веков нередко соседствовал с анализом религиозных, политических и экономических проблем. Так, Николай Коперник одновременно с разработкой гелиоцентрической теории, занимался реформированием финансового обращения в Польше, создавая при этом основы учения об инфляции. В свою очередь, это переплетение революций вызывало повышенный интерес общества к работам ученых и, нередко, совершенно фантастические представления о возможностях науки. Успехи в познании природы сопровождались расцветом алхимии, магии и оккультизма, многим казалось, что вот-вот людям откроются тайные знания, которые сделают человека подобным Богу. "Ведь на земле, конечно, нет никакой иной силы, кроме науки и знания, которая бы могла утвердить свою верховную власть над духом и душами людей, над их мыслями и представлениями, над их волей и верой" — писал в 1605 г. лорд-канцлер Англии Фрэнсис Бэкон, испытавший в молодые годы влияние идей Бруно.
Эпоха, когда перед людьми непрерывно открывались все новые и новые горизонты, порождала в мыслителях своеобразную одержимость бесконечностью, неспособность "уживаться с конечным" (Гегель), которое представлялось заведомо ложным и даже греховным. Подобные взгляды, в той или иной степени, распространялись не только на природу, но и на ее Творца. В этих условиях Бог христианства начинал казаться некоторым богословам и философам слишком земным и конечным, чтобы быть истинным. Дальше всех в направлении подобных размышлений продвинулся Джордано Бруно, и именно поиски истинно бесконечного Бога — создателя других бесконечностей — стали главной целью в жизни великого итальянца и главной причиной его страшной гибели.
Послушник и еретик
Родился Бруно в 1548 году в маленьком городке Нола, вблизи Неаполя; точная дата его рождения и сведения о родителях отсутствуют. Известно лишь, что при крещении он получил имя Филиппе, а в 1562 году переехал в Неаполь. Через три года, чтобы получить образование, он стал послушником монастыря Сан-Доменико Маджоре, а в 1566 году — монахом-домини-канцем, приняв имя Джордано. Во время обучения Бруно проявил большие способности и даже, как обладатель феноменальной памяти (он знал наизусть всю Библию) был однажды представлен Папе. В то же время Бруно проявил склонность к вольнодумству и, по-видимому, под влиянием реформаторских идей выставил из своей кельи образа святых, оставив лишь распятие, так как в почитании икон видел остатки языческого идолопоклонства.
Возникший скандал тогда удалось замять, но в 1576 году, вскоре после присвоения ему степени доктора богословия, Бруно был обвинен властями монастыря в ереси. Опасаясь судебного расследования, Бруно бежал в Рим, но там оказался замешанным в деле об убийстве, был вынужден скрываться на севере Италии, а в 1578 году он перебрался в Женеву, где перешел в кальвинизм. В следующем году за критику местных теологов Бруно был отлучен от церкви и выслан из Женевы.
Из Швейцарии Бруно переехал во Францию и в 1580 году начал читать лекции по философии в университете Тулузы. В 1581 году молодой философ-богослов приезжает в Париж, где к нему быстро приходит известность, главным образом, благодаря лекциям и работам по искусству памяти, в которых Бруно развивал идеи Раймунда Лул-лия, Николая Кузанского и некоторых других средневековых и античных философов. В 1582 году Бруно издал в Париже комедию "Подсвечник" на итальянском языке, три трактата по искусству памяти на латыни, а также был приглашен в качестве личного лектора к королю Генриху III, который тоже интересовался проблемами памяти.
Повышенный интерес к этим проблемам был обусловлен не только несомненной пользой от умения быстро и надежно запоминать большие объемы информации, но и тем, что в памяти видели некий "мостик", соединяющий разум и душу человека с внешним миром. Еще в античности заметили, что запоминанию помогает использование различных ассоциаций, характерных образов, числовых рядов, пространственных структур и т.п. Но что, если это запоминание было действием на ум человека неких космических или каких-то других сил? Неудивительно, что искусство памяти в те времена рассматривалось как некая магия, под которой могли подразумевать и высшее искусство, доступное лишь избранным, и колдовство — опасную и преступную связь человека с темными силами. По-видимому, именно занимаясь проблемами памяти, Бруно заинтересовался новейшими астрономическими идеями, включая теорию Коперника, а также древним, восходящим еще к античности, учением о множественности миров.
Важно подчеркнуть, что ни учение о множественности миров, разрабатывавшееся и средневековыми философами, ни теория Коперника, ни даже идеи бесконечности Вселенной, которые можно встретить у Николая Кузанского и Леонардо да Винчи, не рассматривались католической церковью как еретические. Более того, в XVI веке именно Ватикан инициировал проведение огромных работ по реформе календаря, собрав для этого в Риме лучших астрономов и математиков со всей Европы и объединив их в исследовательский центр, располагавший астрономической обсерваторией.
Следует также отметить, что сотрудники этого центра (его называли Римской коллегией) первыми в 1611 году подтвердили открытия Галилея, сделанные незадолго до этого при помощи телескопа, а орден иезуитов, покровительствовавший Коллегии, сделал в последние десятилетия XVI века очень много для совершенствования преподавания физико-математических наук в европейских университетах. Таким образом, в конце XVI века еще ничего на предвещало того острого конфликта между наукой и церковью, который разгорелся в следующем столетии. Определенная доля вины за его возникновение лежит на Бруно.
Философия рассвета
В начале 1583 года Бруно в составе официальной делегации был направлен в Англию, где он сблизился с кругом просвещенных аристократов (Р. Дадли, Ф. Сидней и др.), сыгравших важную роль в развитии английской культуры конца XVI века. Продлившееся до конца 1585 года пребывание в Англии стало, несомненно, самым счастливым и плодотворным периодом в жизни Бруно. Он читал лекции, вел публичные диспуты в защиту гелиоцентрической системы Коперника, а в 1584-85 гг. издал в Лондоне на итальянском языке философские диалоги "Пир на пепле", "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах", содержащие космологическую теорию, впервые объединившую идеи множественности миров, бесконечности Вселенной и гелиоцентризма.
В античной и средневековой философии считалось, что другие миры находятся за пределами нашей Вселенной, которая рассматривалась как замкнутый и конечный мир, в центре которого находится Земля, окруженная различными небесными светилами. Другие миры при этом мыслились как такие же конечные и замкнутые вселенные, в центре которых тоже находится какая-то Земля, окруженная какими-то светилами. Видимые нами планеты и звезды до Бруно не рассматривались как иные миры, так как считались неотъемлемой частью нашего мира. Именно Бруно, разомкнув нашу Вселенную, поместив другие миры в одном пространстве с Землей и лишив последнюю статуса центра Вселенной, по сути, отождествил проблему существования иных миров с уже решенной в эпоху Великих географических открытий проблемой населенности других континентов.
Разрабатывая свою идею, Бруно полагал, что осмысление бесконечности нашей Вселенной вызовет в человеке мощный интеллектуальный и эмоциональный всплеск, и рассматривал новую космологию как основу религиозно-мистического учения — "философии рассвета", — способного объединить современные научные достижения с древней магией и прийти на смену погрязшему в распрях христианству. Бруно издает в Лондоне на итальянском языке диалоги "Изгнание торжествующего зверя" и "Тайна Пегаса", являющиеся сатирой на христианское вероучение и вызвавшие неодобрение английских друзей философа. В конце 1585 года Бруно вернулся в Париж, но вскоре покинул его из-за конфликта с теологами. С 1586 по 1591 годы Бруно читал лекции в университетах Германии и в Праге, опубликовав на латинском языке ряд философских поэм и трактатов, посвященных проблемам бесконечности и памяти.
В 1591 году, получив приглашение стать домашним учителем венецианского дворянина Джованни Мочениго, Бруно вернулся на родину. Через год Мочениго выдал Бруно венецианской инквизиции, обвинив своего учителя в антихристианских взглядах. Вскоре обвинения Мочениго подтвердили сокамерники Бруно, пренебрегавшего элементарной осторожностью, а в 1593 году римская инквизиция добилась выдачи ей арестованного философа как беглого монаха.
В Риме следователи постепенно осознали, какую опасность для христианской церкви, таят в себе, казалось бы, абстрактные идеи, объединенные в целостное и необычайно привлекательное учение. Неизвестно, о чем долгие годы они спорили с Бруно, но переубедить его не смогли. Поэтому и в Венеции, и в Риме, отвечая на вопрос о сути своей философии, Бруно настаивал:
‘‘В целом мои взгляды следующие. Существует бесконечная Вселенная, созданная бесконечным божественным могуществом, ибо я считаю недостойным благости и могущества божества мнение, будто оно, обладая способностью создать, кроме этого мира, другой и другие бесконечные миры, создало конечный мир.
Итак, я провозглашаю существование бесчисленных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве".
P.S. С 1 по 3 февраля 2000 г. в Государственном астрономическом институте им. П. К. Штернберга прошла научная конференция "Джордано Бруно и современность", посвященная 400-летию со дня гибели мыслителя. Сделанные на конференции доклады астрономов, историков и философов стали несомненным подтверждением того, что личность Джордано Бруно и сейчас также неисчерпаема, как и открытая им Бесконечная Вселенная.